В 2019 году поддержку Фонда президентских грантов получил проект «Я умею! Я смогу!». Это не просто школьные уроки ОБЖ – в рамках проекта школьников и студентов учат оказывать первую помощь в самых разных ситуациях. И это только кажется просто, но на уроках практически точно моделируются моменты, когда на раздумья и принятие решения остаются доли секунды. На наши вопросы ответила инструктор проекта «Я умею! Я могу!» Алевтина Климова.
Как вы пришли в проект «Я умею! Я смогу!»?
– Волей судьбы, если можно так сказать. Необходимость такого проекта давно назрела, идея висела в воздухе, и вот сошлись в одну команду те, кто давно хочет реализовать этот проект, и те кто может, обладает знаниями и временем.
Помните ли вы первое занятие с ребятами? О чем вы им рассказывали? Как они слушали?
– Первое занятие было несколько сумбурными. Это связано с тем, что присутствовали СМИ, а им нужна картинка. Обычно я начинаю с юридических аспектов оказания первой помощи: кто обязан оказать первую помощь по закону, а кто имеет право, что будет если я пройду мимо или сделаю хуже. Стартовал проект во Владимирском техникуме экономики и права. Первой занятие прошло в актовом зале. Это крайне неудобно. В идеале это должна быть свободная площадь с возможностью демонстрировать презентации и видеоролики.
Вы обучаете подростков. Как найти к ним подход и донести правила первой помощи? Есть ли такие, кто говорит – мне это не надо, справлюсь как-нибудь, если потребуется?
– В обучении подростков важно доступно донести информацию, так сказать, “на пальцах”. Оказанию первой помощи не надо долго и сложно учиться, это простой линейный алгоритм в 11 пунктов. Важно донести логику, последовательность действий, не углубляясь в анатомию и медицинские термины. Да, бывают и такие, кто говорит: мне это не надо, справлюсь как-нибудь. И они отчасти правы. В большинстве случаев, столкнувшись с ранениями, кровотечениями, травмами люди действуют интуитивно, тогда я акцентирую внимание на том, чего делать нельзя: нельзя мазать ожоги маслом, нельзя поперхнувшегося человека бить по спине или пытаться вызвать у него рвоту, не за чем человеку в судорогах пытаться разжать зубы, например, ложкой, отломав при этом пару зубов и добавив инородное тело в верхние дыхательные пути плюсом к судорожному синдрому. Бесполезно в случае утопления пытаться слить всю воду из легких у человека без признаков дыхания, это просто невозможно, гораздо важнее приступить к сердечно-легочной реанимации. Крайне опасно оказывать помощь при электротравме, не обеспечив собственную безопасность. А как распознать признаки инсульта и сохранить здоровье любимым бабушке или дедушке? Здесь интуиции мало, здесь нужны знания, которые помогут спасти жизнь, сохранить здоровье и ускорить выздоровление, возможно, самым близким вам людям.
На что были потрачены средства выигранного президентского гранта?
– На полученные средства мы приобрели дорогостоящее оборудование: манекен для отработки навыков сердечно-легочной реанимации и манекен для отработки приема Геймлиха при нарушении проходимости дыхательных путей инородным телом. Ещё закупили расходные материалы для проведения занятий – бинты, жгуты, перчатки, маски.
Сколько (хотя бы примерно) ребят вы уже обучили?
– Более четырехсот человек. Всего по проекту будет обучено 500 школьников, не считая многочисленных социальных акций а рамках просветительской деятельности.
Какие практические навыки прививаете детям?
– Прежде все мы прививаем детям чувство милосердия, сострадания, неравнодушия к чужой беде. Гораздо легче пройти мимо “пьяненького” дедушки, сидящего на остановке, а он потом умрет от инсульта. Сложнее быть неравнодушным, приложить усилия и вызвать специальные службы тому же пьяному, уснувшему в сугробе, чтобы ему потом отмороженные руки и ноги не отрезали. Пачкаться в чужой крови никто не хочет. С собой очень легко договорится – тороплюсь, боюсь, пусть кто-нибудь другой поможет. Да, первая помощь – это определенная жертва своим временем как минимум, но именно эта жертва вернет кому-то в семью папу или дочку, или дедушку. Как приятно вам станет от этого поступка, который и займет-то, может быть, минут 5-10. Если говорить о практических навыках – это проведение сердечно-легочной реанимации, удаление инородного тела из верхних дыхательных путей, жгутование, шинирование, различные повязки, приемы немедикаментозного обезболивания.
Были случаи, что ребята сами рассказывали вам о каких-то ситуациях, в которых им самостоятельно приходилось оказывать первую помощь?
– Да, конечно. В каждой группе находятся ребята, которые уже сталкивались с оказанием первой помощи. Беда ведь рядом, и она может коснуться любого: и нас с вами, и наших любимых родственников, и друзей. Видимо поэтому ребята приходят к нам на занятия в свободное от учебы время по своей доброй воле. Они понимают важность этих знаний и умений в современном мире с таким разнообразием техногенных (и не только) угроз.
Многие ли взрослые из вашего окружения умеют оказывать первую помощь? Действительно ли надо столь глубоко знать это или всё же надеяться на то, что в чрезвычайной ситуации проще дождаться группу спасателей?
– Мой многолетний опыт проведения занятий по первой помощи со взрослыми доказывает, как все-таки живучи мифы первой помощи (некоторые из них привела выше). Дождаться спасателей, конечно, можно, но ведь и они оказывают только первую помощь ровно такую же, как и вы сами можете оказать. Учитывая современную дорожную обстановку и сложившуюся ситуацию в медицине, не стоит уповать на скорейшее прибытие медиков. Да ведь и они не Господь Бог, и если вы вовремя не остановили кровотечение у сбитого пешехода, и он истек кровью, то лечить им будет просто некого. Трудно переоценить значение первой помощи. Быстрые и правильные действия значительно улучшают прогнозы на выздоровление, а кому-то могут спасти жизнь. Каждый гражданин имеет право оказывать первую помощь, и мы призываем вас воспользоваться своим правом. А чтобы быть уверенными в правильности своих действий, приходите к нам на занятия в Клуб “Спасатель”.