-2.5 C
Владимир
Понедельник, 4 ноября, 2024

«Сохранять наследие – значит сохранять саму жизнь»

Читать далее

Автономная некоммерческая организация социальных медиапроектов «Наследие» появилась во Владимирской области совсем недавно – меньше года назад, но уже смогла достойно заявить о себе как в медиапространстве, так и в соцсетях.
За столь короткий срок ее группа в «ВК» набрала более тысячи подписчиков – без специальной раскрутки и рекламы. Это значит, проект действительно популярен и интересен аудитории.
Сегодня о принципах и ценностях АНО «Наследие» мы беседуем с ее руководителем Иваном Ростовцевым.

– Один из главных факторов успеха любого проекта – ясность его миссии. Иван, как Вы определили для себя цель создания Вашей общественной организации? Для чего этот проект инициирован?

– Общественная организация «Наследие» создана для того, чтобы продвигать, популяризировать, сохранять и развивать историко-культурное наследие Владимирской области и ее туристический потенциал. Наш край славится своими именитыми земляками, чудесными природными ландшафтами, занимательной историей, величественной архитектурой и уникальной культурой. Мы считаем, что это наследие не только региона в целом, но и каждого жителя Владимирской области в отдельности. Наследие, которое нужно уважать и ценить, но для начала – хотя бы просто знать. До наших дней дошли не только памятники старины, но и народные песни, традиционные обряды и многое-многое другое. Все, что было создано талантом, трудом и упорством наших предков. Наша миссия – рассказывать людям об этом по максимуму. Делать то, чем в культурном плане богат наш край, всеобщим достоянием.

– 2022 год в России как раз был объявлен Годом культурного наследия народов. Как вы оцениваете его итоги? Изменилось ли что-то принципиально во Владимирской области в культурном плане за это время?

– Такая тематика актуальна во все без исключения года. Культурное наследие во все времена и эпохи требует деликатного обращения и правовой защиты. Всегда есть что ремонтировать и сохранять, всегда есть то, к чему можно и нужно привлекать внимание. На мой взгляд, главное, что показал ушедший год, – это то, что наследие народов при правильном подходе может стать очень мощным ресурсом, способным работать и на всю страну, и на отдельные территории, и даже на отдельных людей. Прекрасный пример – историко-культурный комплекс «Вятское» в соседней с нами Ярославской области. Была разрушающаяся деревня, как сто тысяч других в России, но меценат Олег Жаров вдохнул в нее жизнь, вложил собственные средства и сыграл на туристическом потенциале. В результате с 2006 года восстановил уже примерно сорок из пятидесяти трех исторических зданий, обеспечил работой все село. Во Владимирской области нечто похожее делает Евгений Федоров в Киржаче. У него задумки попроще, но для развития туристического потенциала порой важно даже не то, сколько ты вложил, а то, как ты это подаешь. Город/поселок начал развиваться – уже отлично. Но было бы замечательно, если бы и чиновники на местах активнее искали варианты решения наболевших вопросов, и в «белом доме» чаще бы прислушивались к инициативам «снизу», поддерживали.

– Вы сейчас говорите о каких-то конкретных проблемах в сфере культурного наследия?

– Я говорил в общем. Но и за «частностями» далеко ходить не придется. Уже двадцать лет подряд мы слышим о том, что нужно восстановить замок Храповицкого в Судогодском районе. Инвесторы то находятся, то исчезают. В итоге – никакой конкретики. Сейчас общественники переживают за судьбу еще двух усадеб: Воронцовых-Дашковых в Петушинском районе и Всеволжских-Оболенских в Жерехове. В первой до 2012 года располагался санаторий, а во второй до 1 июля 2021 года – психоневрологический интернат. Обе красивейшие усадьбы теперь законсервированы, и государство не спешит приспосабливать их под новые нужды. Комплексы признаны объектами культурного наследия и пока еще выглядят вполне прилично, но если от долгого бездействия мы их потеряем, это будет непростительно. Во Владимирской области и без того много утраченных усадеб: имение Карповой в поселке Сушнево-1, Салтыковых – в селе Снегирево Кольчугинского района, Толей – в селе Федоровское Юрьев-Польского района. И еще ряд других. Казалось бы, вот он – туристический и рекреационный потенциал, но восстанавливать никто не берется.

– Потому что реставрация такого памятника – это огромные расходы.

– Огромные, да. Но разве власти не должны искать выходы? Усадьбу Аигиных в Пушкинском районе Подмосковья в свое время восстановили из руин. Сегодня она работает как отель и проводит для гостей экскурсии. А замок принцессы Ольденбургской под Воронежем? Эту реконструкцию предварительно оценили в 300 миллионов рублей без учета экспозиций – и нашли средства. Мне кажется, все дело еще в отношении. Кто-то оставляет после себя наследие, а кто-то наследство. Чувствуете разницу? К реставрации любых исторических зданий нужен системный подход. А смотреть, как все рушится на глазах, – последнее дело.

– По усадьбам позиция понятна. Какие еще проблемные вопросы вы поднимаете?

– По застройке лугопарка «Дружба» во Владимире, например. По действующему генплану в центре поля на восьми гектарах собираются построить дома в 9-17 этажей. Владимирцы выступают против, и мы тоже. Эта действующая и перспективная особо охраняемая природная территория – остатки некогда существовавшего Ямского бора, впоследствии давшего названия улицам Верхняя и Нижняя Дуброва. Сегодня как никогда важно сохранить сложившийся природный ландшафт. Как лесопарк, так и лугопарк «Дружба» важны и с точки зрения экологии, и с точки зрения социальной жизни. Подсчитано, что лесопарк «Дружба» обеспечивает каждого владимирца семью квадратными метрами зелени. Это единственный парк в Ленинском районе города и единственный в областном центре, где проходят многочисленные спортивные соревнования и планируется построить лыжероллерную трассу. При нашем участии сейчас ведется работа по включению лугопарка «Дружба» в состав особо охраняемой природной территории, чтобы защитить его от застройки многоэтажками.

Кроме этого, мы не оставались в стороне, когда во Владимире обсуждали переименование улицы Парижской Коммуны. По этой теме я лично выступал на телевидении, обращался в топонимическую городскую комиссию и в горсовет, вместе с протестующими жителями предлагал пути решения. Городские власти к нам не прислушались и в итоге второпях по документам переименовали эту улицу аж два раза. Сами себя выставили не с лучшей стороны.

Также мы обращались в администрацию города с предложением вернуть на Пушкинский бульвар в центре Владимира памятник А.С. Пушкину. Первый бюст великому русскому поэту был установлен на его столетие. С тех пор один монумент заменял другой, пока не осталось никакого. В 2011 году городские власти обещали установить новый памятник Пушкину, на бульваре появился закладной камень, но за 11 лет не было никаких подвижек. К сожалению, и после нашего обращения администрация города не предприняла никаких шагов. Хотя при совсем небольших вложениях Владимир получил бы еще одну достопримечательность. Вдобавок установка памятника Пушкину могла объединить граждан: провести среди архитекторов и студентов конкурс проектов, объявить благотворительную акцию. Так уже было с созданием памятника «голосу Победы», диктору Юрию Левитану. Больших средств на это не нужно, но историческая справедливость будет восстановлена.

– Такое впечатление, что с властями у Вас отношения не очень…

– Мне бы не хотелось думать, что четкая позиция по тому или иному вопросу способна привести к контрам власти с общественниками. Мы как общественники защищаем только общегражданские интересы и не имеем каких-то скрытых мотивов. И поэтому мы всегда надеемся на конструктивное взаимодействие с властью. Не всегда сразу получается наладить диалог, но действуем мы, безусловно, в конструктивном ключе. Активисты из народа для того ведь и нужны, чтобы не только указывать на проблемы, но и помогать находить адекватные решения.

– О положительных событиях в историко-культурной сфере вы тоже рассказываете?

– Конечно! Мы одни из первых в медиапространстве региона сообщили о том, как в Киржачском районе на территории заброшенного санатория Бережки жители обнаружили скульптурную группу «Слава героям Сталинграда» и спасли ее, создали мемориальный комплекс в деревне Дворищи. Рассказали о мурале во Владимире на школе №31 в память о Герое Советского Союза Сергее Василисине, нашем земляке. Об обновленном парке «Сосенки» рядом со стадионом «Торпедо». О хорошем примере сохранения усадьбы «отца русской авиации» Николая Жуковского в Орехове. Очень часто мы просто сообщаем о том или ином культурном событии вообще без оценочных суждений, чтобы наши читатели сами сделали вывод, хорошо это или плохо.

– На ваш взгляд, о каком самом необычном памятнике Вы рассказывали потенциальным туристам?

– У нас, например, был рассказ о невзрачном столбике в центре Владимира – последней оставшейся в городе коновязи. Находится она у дома №1 на улице Георгиевской, со стороны смотровой площадки. Пожалуй, это один из самых необычных городских памятников.

Зачастую самые интересные истории скрыты за обыденными и непримечательными вещами, которые мы видим каждый день. Очень большой отклик получили наши публикации об истории застройки города Владимира и о том будущем, которое мы не получили, о запуске троллейбусного движения во Владимире, о создании пожарной службы, о строительстве вокзала и драмтеатра, о фильмах, которые снимались во Владимирской области и так далее.

В последние годы интерес жителей к личной истории и истории своего города вырос по экспоненте. Граждане хотят узнать свои корни, все больше смотрят в прошлое, чтобы улучшить будущее. Это не только ностальгия, но попытка понять, кто мы такие и каков наш путь. Поэтому «наследие» и стало словом 2022 года.

– Опубликованные АНО «Наследие» материалы можно как-то разбить по тематике?

– По Владимирской области мы отработали уже столько интересных тем, что хватит сразу на несколько отдельных проектов. Это и серия потенциальных маршрутов по усадьбам, и советское наследие региона, и поездки выходного дня, и фильмы с участием наших земляков или снимавшиеся на владимирской земле.

– Кто кроме жителей нашей области интересуется Вашими исследованиями и публикациями? Современные технологии позволяют ведь сделать срез по аудитории. При таком количестве подписчиков, как у Вас, все они – наши потенциальные туристы…

– Мы такой срез делали. Владимирская область нас читает вся. Во всяком случае, все райцентры у нас отметились. Также нас активно читают подписчики из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Екатеринбурга, Крыма. Регулярно заходят пользователи из Америки, Нидерландов, Германии, Великобритании, Франции, Турции и даже Индии.

– Как, наверное, приятно, что столько интересующихся! Это же означает, что все усилия не зря.

– Наша команда убеждена, что уважение к своим корням является истинным проявлением патриотизма. Наследие – это путь. К пониманию себя, своего родного края, страны, всего человечества. К счастью и единению. К самому светлому внутри каждого из нас. Если ты делаешь для людей, думаешь о будущих поколениях, уважаешь прошлое – все обретает ценность. Не материальную, а духовную, культурную, историческую. Поэтому сохранять наследие – так же естественно и необходимо, как сохранять природу, окружающую среду, материальные блага и саму жизнь.

Больше новостей

Последние новости

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы

Не копируйте текст!