16.3 C
Владимир
Суббота, 27 июля, 2024

«Прощай, стресс!». В Первой школе Гусь-Хрустального дети и педагоги научились всегда быть в ресурсе

Читать далее

Учитель – это проводник по жизни. Приветливого, улыбчивого, динамичного и умелого учителя обычно достаточно, чтобы мотивировать школьников учиться. А если учитель устал настолько, что подчас ему сложно мотивировать к работе даже самого себя? Эмоциональное выгорание – в современных школах явление частое. Стрессы на уроках. Стрессы при подготовке к экзаменам. Стрессы от общения с родителями. И главное – одинаково нелегко приходится всем трем сторонам.
В Первой школе города Гусь-Хрустального нашли способ как справиться с ситуацией. Там создали АНО «Центр развития личности «ШАГ» и при поддержке Фонда Президентских грантов реализовали комплексный проект «Психолог на страже здоровья», направленный на психологическую помощь и поддержку школьников, их семей и педагогов.

– Хочется, чтобы ресурсных учителей было много. Профессия у нас социальная и помогающая, очень много сил и энергии мы тратим на общение: с детьми, родителями, коллегами. Эти ресурсы обязательно нужно восполнять. Важно научить и детей справляться с последствиями стресса, чтобы найти в себе силы учиться, готовиться к экзаменам. Аттестации боятся многие выпускники, сильно переживают и их родители. Своим проектом мы постарались помочь всем справиться с эмоциональным выгоранием и состоянием тревожности, приобрести навыки в самоорганизации и внутренней мотивации, – говорит Артем Гусев, директор АНО «Центр развития личности «ШАГ».

Актуальность всех перечисленных проблем подтвердили и результаты школьного психологического мониторинга. Было выявлено сразу несколько групп риска, нуждающихся в особой работе с психологом. Это выпускники 9-11 классов, испытывающие стресс перед экзаменами; родители выпускников-подростков, не умеющие поддержать ребенка в этот период; дети, чьи родители участвуют в СВО; педагоги с признаками профессионального выгорания, но желающие продолжать работу в школе.

– Не в каждом образовательном учреждении есть в штате психолог, а там, где есть, он физически не может охватить все проблемные ситуации, – поясняет руководитель проекта «Психолог на страже здоровья» Ирина Кондратьева. – Например, у нас в Первой школе на 830 учеников и 45 педагогов работают один педагог-психолог и один социальный педагог. Справиться с вызовами современной жизни им вдвоем, конечно, не под силу, и, по словам коллег из других школ, это общая проблема, с которой нужно системно работать. В рамках своего проекта нам удалось собрать целую команду профессионалов, что позволило подойти к решению задач многоаспектно. Благодаря поддержке Фонда Президентских грантов мы смогли привлечь к работе четырех психологов (двое наших, еще два клинических психолога из Владимира и Москвы), запустить работу двух тренинговых групп для старшеклассников, реализовать программу по арт-терапии для разновозрастной группы (приходили заниматься и родители, и выпускники, и учителя), пригласить тренера по йоге и релаксирующим практикам для учителей и родителей. За время, что у нас было с августа по декабрь, тренер по йоге Виктор Захаров сотворил настоящее чудо: вылечил наши спины, настроил на рабочий лад, успокоил нервную систему. Занятия мы планируем продолжать и в новом году, бросать исцеляющие практики уже никто не хочет.

Немало сил было вложено и в решение подростковых проблем. В этом возрасте большую часть времени ребенок проводит именно в школе, и от эмоционального состояния зависит его успеваемость и усвоение материала. Проектом «Психолог на страже здоровья» организаторы постарались охватить все возможные стрессовые ситуации, в которые попадает современный подросток. Это экзамены, отношения в семье, межличностные отношения с ровесниками, проблемы идентичности. К примеру, задачей педагога-психолога Татьяны Шашкиной было правильно настроить детей на сдачу итоговой аттестации.

– В основу тренинговых занятий для 9-11 классов я положила методику метафорических ассоциативных карт. Я работаю с ней уже на протяжении трех лет, и она мне очень нравится. Это триггер к подсознательному и бессознательному, который позволяет поднять глубинные чувства и мысли человека, помогает ему распознать свои проблемы и переживания, получить ответы на важные вопросы, разобраться со своими мечтами и страхами, понять, что делать дальше. Инструмент в работе педагога-психолога абсолютно безопасный и щадящий, подходит для всех субъектов образовательного процесса, – объясняет Татьяна.

Кроме снятия уровня тревожности вверенных ей подростковых групп прекрасным результатом она считает тот факт, что в процессе психологических занятий многие дети сдружились и продолжают общаться вне тренингов, научились работать в команде и поддерживать друг друга, стали более уверенными в своих результатах.

Педагог-психолог Софья Труненкова с коллегой солидарна: дети действительно стали спокойнее после тренинговых занятий.

– Мы занимались по два с половиной часа, и после тренингов они уходили в хорошем настроении, расслабленные, заряженные позитивом и готовые продолжать занятия дальше. Самые актуальные проблемы для подростков – это боязнь открыться, показать себя. Боязнь того, что над ними будут смеяться. От этого и возникают стрессовые ситуации и напряжение, а мы на занятиях пытались эти ощущения снять. Сейчас, если вы поговорите с детьми из моей группы, то любой сможет, не стесняясь, рассказать о том, что его волнует. Это главный результат, – делится Софья.

Клинический психолог Анастасия Лукина по субботам вела занятия по арт-терапии. Эти тренинги тоже шли в группах. Их посещали школьники, начиная с первых классов и вплоть до выпускных, а также учителя и родители.

– Я включаю в занятия разные психологические подходы: когнитивно-поведенческую, телесно-ориентированную терапию, нарративную практику, какие-то элементы из гештальт-подхода. Но основными были арт-терапия и тренинговое взаимодействие в группах. Арт-терапия – это не только рисование с помощью красок, мы еще создавали коллажи, лепили, – рассказывает Анастасия Лукина. – Данная разновидность психотерапии рассчитана абсолютно на любой возраст. Дети и взрослые учатся выражать свои эмоции и чувства, учатся новым формам взаимодействия. На каждый тренинг у нас была задана отдельная тема. Например, «Тревога» или «Границы». И мы, соответственно, учились самостоятельно снижать уровень тревожности или не нарушать границы другого человека и уметь защищать свои. В конце каждого занятия я применяла метод обратной связи: мы обязательно проговаривали, удалось ли достичь поставленных перед занятием целей.

– Мы гордимся командой, которую собрали для реализации проекта. Понимание факторов, вызывающих стресс, и последствий, которые он может иметь, – важный шаг для создания в школе поддерживающей среды, способствующей здоровому развитию детей и нормальной работе педагогов. Чтобы наши школьные психологи могли повышать квалификацию и профессионально расти, на средства Фонда Президентских грантов мы смогли также купить книги по психологии и диагностике от издательства «Иматон» и четыре курса по психологии для команды проекта. Диагностический инструментарий очень важен для достижения поставленных нами целей, – отмечает Ирина Кондратьева. – Кроме того, мы смогли оплатить работу тьютора, который сопровождает несколько семей, нуждающихся в особой заботе.

Оставаться на творческом подъеме и находить к каждому индивидуальный подход – важная задача не только в системе воспитания и образования, но и в любой сфере, где взаимодействие идет по схеме «человек – человек». Совсем недавно о проекте «Психолог на страже здоровья» рассказал областной телеканал. Это значит, полезные практики по профилактике профвыгорания могут перенять и другие районы. В школе №1 Гусь-Хрустального рады, если своим проектом у них получилось вдохновить коллег и просто единомышленников на новые идеи.

Больше новостей

Последние новости

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы

Не копируйте текст!