27 мая во Владимирском государственном университете имени Столетовых прошла проектная сессия “Внедрение образовательного модуля “Обучение служением”: результаты, проблемы, перспективы”. Модераторами встречи выступили руководитель проектного офиса по реализации федеральной программы «Обучение служением» Дмитрий Варанкин и директор Ресурсного центра для НКО Ярославской области Елена Исаева.
Новая дисциплина – «Обучение служением» – вводится во всех вузах страны с 1 сентября 2024 года. Программа уже успешно внедрена в Ярославском университете имени Демидова. В качестве пилотных площадок в 2023 году к программе присоединились вузы Владимира, Череповца, Вологды.
«Обучение служением» – это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач. А поставщиками этих социальных задач выступают НКО. Например, нужно провести социсследование, провести юридические консультации для определённых категорий граждан, помочь людям с инвалидностью.
«Если волонтёрство носит ситуативный характер, оно никак не оценивается, оно может быть не связано с профессиональными навыками студента, то «Обучение служением» – это системная работа, которая может перерасти в курсовую, дипломную работу, а потом это всё может перерасти в будущую профессию. Так мы в том числе воспитываем кадры и для НКО», – пояснил Дмитрий Варанкин.
Сегодня предмет «Обучение служением» есть в расписании 133 российских вузов и трёх колледжей. Планируется задействовать даже школы и университеты стран СНГ.
НКО и высшей школе придётся работать в связке, а для этого нужно научиться разговаривать на одном языке. Каждый запрос некоммерческой организации вузу – отдельный социальный проект. И социальному проектированию преподавателям вузов придётся подучиться. В ВлГУ, к примеру, высказали пожелание создать конкретную методичку, где чётко было бы прописано, как обучать студентов по программе «Обучение служением».
Во время проектной сессии дискуссия развернулась по нескольким направлениям. Во-первых, как НКО оптимальнее всего “зайти” в вуз, эмоционально заразить преподавателей и студентов своими идеями и проектами. Во-вторых, необходимо подготовить преподавателей, которые будут вести курс “Обучение служением”. А в-третьих, нужно замотивировать самих студентов, чтобы новый предмет не превратился в обязаловку и отсиживание положенных часов.
«Допустим, 2% студентов и так пойдут, а кто-то просто напишет проект и положит его на полку. Необходимо замотивировать студента ещё на первом году обучения по программе. Тот, кто делал проект на всём протяжении учёбы в вузе, выходит из него уже готовым управленцем, в котором уже будет заинтересован работодатель. Если не будет механизма признания заслуги студента, мы получим имитацию работы», – такое мнение высказал ведущий эксперт Ресурсного центра «ДАНКО» Виталий Гуринович.
«Было интересно искать точки соприкосновения, потому что у нас общая задача – внедрение «Обучения служением в вузе». НКО, обращаясь за помощью в вуз, всё-таки должны ориентироваться, какую задачу ждёт университет, что он сможет выполнить. Здесь очень важно студентам донести ценность НКО, их важность, вовлечь их в деятельность НКО, чтобы это повлияло на формирование настоящего гражданина нашей страны», – сказала руководитель Ресурсного центра СО НКО Ярославля Елена Исаева.
В финале проектной сессии было решено, что на базе вуза нужно создать совместную площадку, где НКО и преподавательское сообщество могло бы проводить совместные тренинги. Это поможет быстрее и эффективнее наладить учебный процесс по новой программе. Кроме того, стоит проводить побольше совместных акций. По примеру Ярославля – там в рамках Дня города проходила Ярмарка НКО, в которой принимали участие и студенты вуза.