11.2 C
Владимир
Воскресенье, 18 мая, 2025

В Коврове к 9 Мая соберут действующую реплику танка Т-60

Читать далее

Организация «Наследники Победы» получила на этот проект поддержку Фонда Президентских грантов. Уже много лет общественники удивляют жителей Владимирской области (да и всей России) запоминающимися реконструкциями исторических событий. Не раз ковровчане становились наблюдателями и актерами картин из прошлого: 40-х, 60-х и 80-х годов.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне «Наследники Победы» проведут в Коврове масштабный военно-патриотический фестиваль.

– Он пройдет 31 мая и 1 июня и, как мы решили, будет также посвящен памяти нашего товарища, яркого реконструктора Андрея Кибкало, старшего водителя гранатометного отделения мотострелкового батальона, погибшего смертью храбрых 1 апреля 2024 года при выполнении задач в ходе специальной военной операции. Посмертно он награжден Орденом Мужества, – рассказывает лидер общественной организации «Наследники Победы» Сергей Мостовой.

Андрей Владимирович Кибкало ушел на фронт добровольцем. До подписания контракта служил в пожарно-спасательной части, спасал людей. Был участником трех ковровских фестивалей, создавал очень яркие, запоминающиеся образы. Почтить память товарища планируют приехать несколько десятков реконструкторов из различных регионов России.

В рамках фестиваля запланировано провести две военно-исторические реконструкции боев времен Великой Отечественной войны – начального ее периода и завершающего, победоносного. В реконструкторских «боях» примет участие до 10 единиц исторической техники соответствующего периода. Руководство города Коврова и местной воинской части намерены оказать максимальную помощь в подготовке и проведении мероприятия. Событие должно получиться интересным. Впрочем, как и всегда.

– В 2024 году тоже при поддержке Фонда президентских грантов наша команда своими силами построила действующую реплику советского бронеавтомобиля БА-20 образца 1936 года. Используя этот опыт, сегодня мы проводим исследование оригинального танка Т-60 в вопросах бронезащищенности, ходовых возможностей, вооружения, внешнего вида. На основании наших исследований мы с максимальной достоверностью спроектируем реплику боевой машины. Подберем детали, узлы, агрегаты и при использовании современных исходных материалов, внешне сходных с историческими, обеспечим копийность, аутентичность, – продолжает Сергей Мостовой. – Будет изготовлен бронекорпус, собраны гусеничный движитель, силовая установка, вооружение – и в целом получится реплика танка, которая впоследствии станет экспонатом музея нашей общественной организации.

Машина будет действующей и ремонтопригодной. Интересно, что параллельно со всеми работами участники проекта ведут «бортовой журнал»: фото- и видеосъемку процесса и публикуют эти материалы на своих сайтах и в социальных сетях. Реконструкторы уверены, что такой детальный подход способствует подробному ознакомлению с историей и техническими характеристиками, боевыми возможностями легендарного советского танка.

Сама же идея построить танк, как говорят, возникла около четырех лет назад.

– Мы с товарищами искали технику, которая послужила бы основой для создаваемой машины или донором. Сначала хотели построить танк на базе трелевочного трактора. Это машина, которая на лесозаготовках таскает спиленные деревья. Но оказалось, что она абсолютно не подходит для данного проекта: рама узкая, внутри рамы проходят карданные валы, мотор стоит высоко впереди машины, все избыточно большое и тяжелое, размеры и внешний вид катков совсем не тот, – делится Сергей Мостовой. – Долгое время обдумывали возможность постройки танка на базе МКСМ. Это многоцелевая коммунальная машина, ее часто можно встретить на улицах города. Она интересна тем, что поворачивает «по-танковому», достаточно мощная и не имеет громоздких карданов. Все приводится в движение масляными насосами, а колеса можно разместить на любом расстоянии друг от друга. Но нас остановил вопрос, где взять катки нужного размера, какие использовать ведущие колеса и гусеницы. Словом, возник вопрос создания гусеничного движителя. Так мы пришли к выводу, что нужно брать за основу уже готовую гусеничную машину с гусеничным движителем, максимально похожим на движитель танка.

Следующим претендентом на звание донора стал вездеход ГАЗ-71 «Газушка», но у него оказались слишком большой и избыточно мощный мотор, большие катки и огромные ведущие колеса. И вот, наконец, на просторах Интернета нашлась идеально подходящая машина: малогабаритный транспортер МТ-04. Эта техника сейчас очень редкая, выпускалась в Челябинске в перестроечные времена, когда заводы, выживая, строили ограниченными тиражами технику для нефтяников и газовиков. Эта машина, по сути, – легковушка на гусеницах. У нее нужное количество катков правильного размера, ведущие колеса, сопоставимые по диаметру, нужные балансиры, торсионы (на которых крепятся катки). Проблема лишь в том, что отличается принцип передачи вращения от ведущих колес на гусеницу и что ширина между гусеницами всего 53 сантиметра (при 173 сантиметрах у танка). Поэтому было принято решение строить танк «с нуля»: не на базе этой машины, а используя ее узлы и агрегаты.

– Многие спрашивают, почему мы выбрали для создания именно танк Т-60. Ведь были более известные, легендарные машины: Т-34, КВ (Клим Ворошилов), ИС (Иосиф Сталин). Отвечу. Из практических соображений, – объясняет Сергей Мостовой. – Всем известные танки относятся к категории средних и тяжелых. Их вес – от 30 тонн и выше. Конечно, можно было бы потратить раз в пять больше средств и времени и построить такой танк. Но как его использовать? По дорогам города он не проедет, так как от этого пострадает покрытие улиц. Чтобы его перевезти к месту проведения мероприятия, нужно заказывать тяжелый трейлер, услуги которого стоят очень дорого. Наш Т-60, по расчетам, будет весить около трех тонн. Гусеницы, конечно, будут царапать асфальт, но не продавят и не испортят его, поэтому мы планируем к месту проведения мероприятий добираться своим ходом. А если нужно будет переместить танк на большие расстояния, то достаточно будет легкового эвакуатора.

Окончить строительство реконструкторы намерены к 9 Мая, чтобы в День Победы сделать в городе уличную интерактивную экспозицию.

СПРАВКА

Т-60 – советский легкий танк периода Великой Отечественной войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки легких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Красной Армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменен более мощным легким танком Т-70.

Танки Т-60 отличились во время прорыва блокады Ленинграда. Действуя в первом эшелоне 67-й армии, 12 января 1943 года они форсировали Неву и захватили плацдарм глубиной 2-3 км. Использовались только эти танки, поскольку именно они смогли перейти Неву по льду без дополнительной подготовки. Средние и тяжелые танки вступили в бой только на следующий день, когда инженерно-саперные части подготовили усиливающий настил для их перехода через реку.

Уже после снятия Т-60 с производства уцелевшие машины эксплуатировали вплоть до конца Великой Отечественной войны в самых разных механизированных, танковых и самоходно-артиллерийских частях и подразделениях РККА. Их использовали для сопровождения и охраны войск, разведки боем, в качестве командирских машин в частях самоходной артиллерии, как учебные танки в запасных танковых полках.

Больше новостей

Последние новости

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы

Не копируйте текст!