6.3 C
Владимир
Суббота, 15 ноября, 2025

В интересах всех автолюбителей

Читать далее

Во Владимирской области есть общественная организация, которая на протяжении двух десятков лет в интересах всех автолюбителей проверяет АЗС. Представители межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Народный контроль» за это время стали экспертами. Проект продолжался и рос благодаря энтузиазму руководителя общественной организации Алексея Смирнова и его единомышленников. Последние несколько лет начинания активистов получили поддержку Фонда президентских грантов и что ценно – работа эта продолжается.

Алексей Смирнов переехал с семьей во Владимир в конце 90-х годов. Нашим коллегам он так рассказывал об особенностях того времени и причинах, по которым стал заниматься проверкой качества ГСМ:

«Время было непростое, требующее умения приспособиться к запросам рынка. И я предложил коллегам из «НИКТИДа», с которыми сотрудничал, создать НПП «Нефтетест». В то время исследованиями качества ГСМ в регионе практически никто больше не занимался. В ряде регионов подобные структуры действуют при администрациях, надзорных органах, и это логично: ведь топливо приобретается на бюджетные средства. У нас же региональная власть не увидела необходимости в такой структуре. И сегодня новые структуры не могут прийти в эту сферу из-за сложности аккредитации, а нам помощь не оказывают, потому что мы не вписываемся в рамки существующих программ. Словом, замкнутый круг!

Жалобы на качество ГСМ приходилось слышать приходилось достаточно часто. И в 2005 году на областном совещании я предложил создать систему контроля качества нефтепродуктов, одним из элементов которой станет общественное объединение. Ведь некачественное топливо было даже причиной гибели человека в котельной Лакинска!».

Однако в ответ Алексей Смирнов услышал, что не прав: эта сфера – не для общественности.

— Я обещал доказать обратное и создал общественное объединение – ВРООП «Народный контроль». Это было в 2005 году. Мы – группа гражданских активистов — выявляли, где топливо не соответствует существующим требованиям. А ситуация была просто аховой — каждый второй литр дизельного топлива, поставляемый в область в это время был «печным топливом», а каждый третий литр реализуемого бензина стал высокооктановым бензином с помощью «присадок».

В 2007 году на собрании Владимирской областной топливной ассоциации я выступил с докладом о том, где у нас торгуют некачественным топливом, доказав таким образом, что общественная организация может стать элементом контроля качества. Поначалу в Ассоциации моих действий не одобряли: ее руководство защищало всех, в том числе и торгующих некачественным топливом. А потом мы стали сотрудничать с Ассоциацией и совместно пытались навести порядок на рынке, — вспоминает он.

За 2005-2016 годы членами организации было закуплено и направлено на анализ более 200 образцов топлива, около 30% из них оказались некачественными. Более 100 случаев нарушения законодательства выявлено при проведении рейдов (в том числе и по параметрам безопасности АЗС).

По итогам в контрольно-надзорные органы (Роспотребнадзор, ЦМТУ Росстандарта, ТУ Росприроднадзора, ТУ Ростехнадзора, ГУ МЧС по Владимирской области) направлено более 100 материалов. Только за 2016 год ЦМТУ Росстандарта взыскала штрафов в федеральный бюджет по обращениям ВРООП «Народный контроль» на сумму 940 тысяч рублей.

Однако, вспоминает руководитель «Народного контроля» заставить работать чиновников было непросто:

— Мы выявляли факты и обращались в надзорные органы. Но нас не слышали и там: в ответ получали отписки. Прокуратура, Ростехнадзор, Роспотребнадзор – все эти инстанции начали реагировать на наши обращения только тогда, когда мы стали обжаловать их позицию в вышестоящих инстанциях вплоть до федеральных,говорит он.

Несомненно, за эти годы законодательная база, регулирующая топливную сферу, претерпела изменения. Вносились новации и в действия контролирующих органов, однако до сих пор проблема некачественного топлива на заправках остается актуальной.

Летом этого года «Народный контроль» завершил проект «Трасса: качественное моторное топливо и безопасные дороги». За год общественники побывали на 75 АЗС во Владимирской области. Отбирали пробы топлива для анализа в лаборатории, осуществляли общественный контроль соблюдения требований законодательства в сфере экологии и защиты прав потребителей. В случае выявления нарушений направляли жалобы в надзорные органы. После проверок активистов в адрес владельцев заправок вынесено: Росстандартом и Роспотребнадзором –  по 16 предостережений, министерством природопользования Владимирской области – 5 предостережений.

— Объем продаж некачественного бензина, по результатам наших проверок, с 2022 года вырос в 10 раз, — констатирует наш собеседник. — Каждая десятая проба не соответствует обязательным требованиям Таможенного союза. А вот дизельное топливо, напротив, в целом стало лучше. Если в 2018 году доля некачественного ДТ составляла 30 процентов, а в 2019-м – 26%, то уже к 2022 году этот показатель снизился до пяти процентов, а в прошлом – до трех. Дистиллята на АЗС мы не обнаружили. Подобная ситуация была и ранее – в 2022 и 2024 годах.

Отметим, что в целом топливный рынок Владимирской области регулярно сотрясают различные скандалы. Так, в 2024 году федеральные информационные агентства со ссылкой на экспертов Роскачества сообщили: при исследовании автомобильного топлива во Владимирской области 9% проверенного бензина было выявлено превышение содержания серы.

Использование такого «обогащенного серой» бензина сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Специалисты Роскачества инициировали проверку после массовых жалоб автолюбителей.

Бензин, в котором обнаружено нарушение, закуплен на несетевых АЗС и в региональной сети «Магистраль эконом». Примечательно, что Роскачество уведомило компании, которые были заявлены поставщиками некачественного топлива в документах АЗС, о проблеме. Однако те сообщили что ничего не поставляли… Круг снова замкнулся, и снова крайними стали автовладельцы.

Во Владимирской области в общей сложности около 300 АЗС. Не более 45 % из них принадлежат ВИНКам (вертикально интегрированным нефтяным компаниям).

— Таким образом, ведомственный контроль качества нефтепродуктов на нефтебазах и АЗС в регионе не осуществляется на большинстве АЗС. В результате возможна продажа некачественных нефтепродуктов или недолив. Как следствие, в нашем регионе велик риск повышения цен и увеличения поставок суррогатного топлива на АЗС, — говорит Алексей Смирнов. — Анализ результатов общественного контроля АЗС за 2023-2024 годы показал, что заказчики не контролируют исполнение государственных контрактов на поставку нефтепродуктов ни по количеству, ни по качеству. Во Владимирской области отсутствует контроль за качеством и количеством нефтепродуктов и со стороны муниципальной власти, и со стороны правительства области как заказчиков по государственным контрактам.

При этом Владимирская область считается худшей в ЦФО по организации контроля качества нефтепродуктов, как в рамках защиты прав потребителей, так и по государственным закупкам нефтепродуктов.

— Согласно ст. 42.1 закона «О защите прав потребителей», Правительство Владимирской области обязано осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, а также разрабатывать региональные программы по защите прав потребителей и оказывать содействие общественным объединениям потребителей. Но ничего в этом направлении не делается. Фактически правительство Владимирской области самоустранилось от защиты прав жителей региона и не оказывает никакого содействия социально-ориентированным общественным объединениям. Никаких мероприятий по защите прав потребителей-автомобилистов на АЗС правительством Владимирской области не предложено и не предпринимается. Постановление администрации Владимирской обл. от 13.04.2018 N 292 «О региональной программе «Развитие системы защиты прав потребителей во Владимирской области» не предусматривает защиту прав потребителей-автомобилистов. Прокуратура и надзорные органы на это бездействие никак не реагируют. Механизмы взаимодействия органов исполнительной власти, надзорных органов и общественных объединений (общественные советы) не работают, — уверен общественник.

Что делать в этой ситуации потребителю? Следить за соблюдением своих прав самостоятельно и обязательно спрашивать у продавцов топлива документы.

Корень проблем общественник видят в административном изъяне.

— Мы сожалеем, что в нашем регионе нет государственной системы контроля качества топлива, даже закупаемого на бюджетные деньги для государственных и муниципальных нужд, констатирует председатель правления ВРООП «Народный контроль» Ирина Панина.

Результаты общественного контроля заправок можно увидеть на карте АЗС Владимирской области. На ней зелеными значками отмечены АЗС, где нарушений не выявлено, желтыми – АЗС, по которым направлены заявления для проверки надзорными органами, красными – заправки, получившие предостережения, представления или штрафы. Информацию регулярно обновляется. Общественники следят за обратной связью – за тем, как устраняются нарушения и оперативно вносят изменения на карту.

— Планируйте маршрут с нашей картой и заправляйтесь с умом! – советует Алексей Владимирович. — За год мы объехали 12 районов области. Также написали 7 жалоб в ГИБДД по поводу изъянов в содержании дорог, влияющих на безопасность дорожного движения. В 3 случаях дефекты были устранены к моменту выезда инспекторов на проверки. В 3 случаях ответственные лица получили предостережения. Одна из наших жалоб осталась без реакции.

Мы довольны результатами нашего проекта. И в то же время видим, что в случае снижения контроля, бизнес быстро начинает посягать на права потребителей, экологическое благополучие территории, где работает, и правила честной конкуренции.

По обращениям потребителей, пострадавших от некачественного топлива, «Народный контроль» оказывает бесплатную правовую поддержку. В частности, его представители разъясняют правила взаимодействия с продавцом и составления претензий, правила взаимодействия с автосервисом при ремонте автомобиля из-за некачественного топлива.

Больше новостей

Последние новости

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы

Не копируйте текст!