3 декабря отмечается День Неизвестного солдата. Поисковики владимирского областного объединения «Часовые памяти» приняли участие в церемонии возложения венков к мемориалу в Александровском саду в Москве.
В этот день у могилы Неизвестного солдата также побывали министр культуры Российской федерации Владимир Мединский, председатель Попечительского Совета Российского военно-исторического общества Сергей Иванов, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель «Поискового движения России» Елена Цунаева.
В 2019 году владимирское объединение «Часовые памяти» стало обладателем президентского гранта – порядка трёх миллионов рублей. Проект, с которым наши поисковики заявились на конкурс, называется «Дорогами памяти». Он включает сразу несколько направлений.
Во-первых, это, конечно же, поисковые экспедиции. В 2020 году они пройдут на территории Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской областей.
Во-вторых, «Часовые памяти» будут рассказывать о своей работе в учебных заведениях области. Богатую коллекцию экспонатов, куда входят найденные личные вещи и документы погибших воинов, покажут с помощью передвижной выставки.
И в-третьих, поисковики не прекратят кропотливо изучать архивы, чтобы разыскать сведения о военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны на территории Владимирской области.
Планируется изготовить и установить памятные знаки на местах гибели экипажей ВВС РККА, а также будет издана книга о госпиталях, дислоцировавшихся в годы войны на территории Судогодского района.
За первую половину поискового сезона 2019 года поисковики объединения “Часовые Памяти” участвовали в 12 экспедициях на территориях Смоленской и Тверской областей, Северной Осетии и Крыма. При их непосредственном участии были найдены и вынесены с бывших полей сражений останки 32 воинов Красной армии, найдено 4 медальона, 3 из которых удалось прочесть, а также медаль “За отвагу”. Всего в поисковых мероприятиях участвовало 80 человек.
Владимирские поисковики активно работают и с запросами родственников погибших солдат. Особенно сложно добывать сведения о тех, кого призвали на срочную службу в Красную армию ещё до войны, в период с 1939 по первую половину 1941 года. В основном эти новобранцы были отправлены в приграничные районы СССР или переброшены туда в первые дни войны. Они приняли на себя первый удар и разделили судьбу своих подразделений, которые в большинстве своем были уничтожены. Документы о потерях этих частей в большинстве случаев были утеряны. А это усложняет поиск. Владимирским поисковикам пришёл запрос от жительницы деревни Караваево Петушинского района. Нина Трофимовна Романова пыталась найти своего земляка, Семечкина Сергея Михайловича 1915 года рождения. Последнее письмо от него было получено незадолго до начала войны, 16 июня 1941 года. Красноармеец писал из Белорусской ССР. А с июля 41-го он числился пропавшим без вести.
Исходя из названия города Чижув, откуда пришло его письмо, и номера части, поисковикам удалось разыскать информацию о ходе боёв на этой территории. Стрелковая дивизия, где, предположительно, мог служить уроженец Петушинского района, была полностью разгромлена врагом под Белостоком и в сентябре 1941 официально расформирована.
Установить судьбу призывника можно в том числе благодаря документам, хранящимся в военкоматах. Это списки сформированных команд, которые направлялись в воинские части.
Как пример можно привести список на команду № 34/4394 из 46-ти призывников, направленных в ноябре 1940 года из Судогодского РВК Ивановской (Владимирской) области в распоряжение командира 513-го стрелкового полка с дислокацией в г. Слуцк (Белоруссия). Он входил в состав стрелковой дивизии, участвовавшей в боях у Белостока. При проверке данного списка выяснилось, что на сайтах Министерства обороны РФ (ОБД «Мемориал», Память народа, Подвиг Народа) совершенно нет никаких сведений о 20-ти военнослужащих из списка. 10 человек числятся пропавшими без вести согласно послевоенным донесениям РВК, причем у некоторых из них указана либо часть (513 СП), либо населенный пункт (г. Слуцк, г. Черновицы) по последним письмам мая-июня 1941 года.
Из остальных призывников на 14 человек нашлись документы о пребывании их в плену (6 человек были освобождены из плена в 1945 году, причем Никитин Иван Петрович, 1920 г.р. погиб уже после освобождения в бою в апреле 1945 года), а еще 2 человека дожили до 1985 года, получив юбилейные ордена Отечественной войны. Таким образом, для 30-ти военнослужащих (65 % от приведенного списка), данный документ, хранящийся в военкомате, является шансом хотя бы установить примерный район их последнего боя.
И это только один случай из архивной практики владимирских поисковиков, позволивший установить судьбу десятков наших земляков, ушедших на войну совсем мальчишками. Поиски продолжаются.
По материалам сообщества «Поисковики Владимирщины»