Домой Интервью Достучаться до детей улиц

Достучаться до детей улиц

Достучаться до детей улиц

Скромная по размаху, но очень важная премьера состоялась во Владимире в начале этого года. Автономная некоммерческая организация «Театр социальной драматургии «Шлягер» выпустила спектакль «Зависимость – это такое место». Проект состоялся благодаря средствам Фонда президентских грантов. Грант организация поучила во втором конкурсе 2019 года. До введения карантинных мер постановку посмотрели сотни ребят, состоящих на учёте во владимирской городской Комиссии по делам несовершеннолетних. Какой отклик творчество находит в сердцах подростков – об этом мы поговорили с руководителем театра социальной драматургии «Шлягер» Яковом Морозом.

Когда вы писали заявку на грант, как себе представляли саму реализацию проекта?

Все началось с открытия нашей организацией, АНО «Театр «Шлягер», еще в ноябре 2018 года, молодежного клуба «Центр современной культуры и словесности» на базе МБУ «Молодежный центр».

Клуб наш специализируется на постановках социальных спектаклей для детей и подростков. В качестве артистов и администраторов выступают ребята, занимающиеся в клубе, где для них работают: драматическая студия «Театр социальной драматургии «Шлягер», вокальная студия Театра, студия искусства речи, клуб молодых поэтов.

Участники клуба – это ребята от 13 до 21 года (в настоящий момент именно такой охват…) – школьники и студенты. А вот мероприятия мы проводим, и для младших классов, и для среднего звена, и для старшеклассников и студентов, и, конечно, для ветеранов. В силу специфики работы клуба, нам часто приходится общаться не только с детьми и подростками, но и, особенно тесно, с учителями, и с родителями ребят.

Идею проекта мне подали глубоко уважаемые мною социальные педагоги 25-й школы и лицея-интерната №1 – Ольга Алексеевна Шевченко и Наталья Николаевна Куимова. Именно они, просто в беседе, затронули проблему нашего города: во Владимире нет площадки, где бы специалисты творческих направлений работали с трудными подростками, с детьми из группы риска, и особенно с состоящими на учете в КДН (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Владимира) и у ПДН (Подразделение по делам несовершеннолетних УМВД России по г. Владимиру).

Причины очевидны: во-первых, такие дети, в большинстве своем, из малообеспеченных и неблагополучных семей, и их родители не готовы оплачивать занятия в кружках и секциях, а большинство творческих студий и спортивных секций во Владимире платные; во-вторых, руководители творческих коллективов обычно не имеют опыта работы с «трудными» детьми и стараются от них избавиться; и в-третьих, такие ребята сами по себе не мотивированы к творчеству и подчас им требуется толчок, чтобы они начали делать что-то хорошее.

Руководителем проекта являюсь я, а куратором – начальник подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по городу Владимиру Апшиниекс Элеонора Николаевна.

Какие цели ставили перед собой, создавая проект?

 Одна из основных – побудить трудных подростков заниматься творчеством: актёрским мастерством, вокалом, поэзией. А ещё – уважительно относиться к нашей культуре. Это, пожалуй, самое главное.

Одно из ваших направлений – театральные постановки. Вместе с детьми вы поставили пьесу «Зависимость – это такое место». Почему выбор пал именно на это произведение?

Социальный спектакль «Зависимость – это такое место» – это первая из творческих постановок театра в рамках реализации проекта.

Постановка – лишь часть мероприятия, которое называется «Ты можешь сам ковать свою судьбу! – девиантное поведение, в чем его опасность и как ему противостоять» и состоит из трех частей: мини-лекция о том, что такое девиантное поведение и как ему противостоять (об этом рассказывают инспекторы ПДН), потом – сам спектакль, третья часть – его обсуждение, юные зрители высказывают своё мнение.

Почемувыбор пал именно на эту пьесу? Не секрет, что именно в подростковом возрасте и появляются первые предпосылки для формироваться у человека различных зависимостей. Подчас подросток даже не понимает, что попал эту самую зависимость. А когда начинает понимать, избавиться от нее уже очень и очень трудно.

В пьесе Марии Гетманюк «Зависимость – это такое место» сама Зависимость, представляется, как некое учреждение, место, в которое очень легко зайти, но выйти из него крайне сложно. Перед зрителями предстает обычный офис, где за компьютерами работают две милые девушки. Можно подумать – обычные серетарши, но это не так. Одну из девушек зовут Серафима, и она является воплощением светлого ангела. Сима – добрая душа. Впускает всех желающих. Но когда вы придете, она, скорее всего, попытается вас отговорить, переубедить и отправить обратно. Вторую девушку зовут Мара. Она воплощает в себе Богиню угасания всего сущего у древних славян Марану.  Мара отвечает за выход из зависимости и, уж коли Вы попали в это Место, то именно Мара не выпустит вас отсюда просто так. Конечно, в этом месте есть технические служащие – Тени…. А еще там есть босс – Господин Главный Властитель – властитель душ людей, попавших в Зависимость. Главные же персонажи пьесы – это молодые люди, попавшие в самые разные Зависимости. Перед зрителем проходит череда людей (образов), имеющих самые разные зависимости. Кто-то из них стремится выйти из этого Места, кто-то даже не замечает, что в него попал. А кто-то ужасно страдает, но остается в этом Месте до конца. До своего конца, разумеется.

Во время спектакля зрители знакомятся с судьбами этих людей, с их горестями и проблемами, сопереживают им. Главная идея социального спектакля «Зависимость – это такое место» – туда (в Зависимость) не надо! И отсюда вытекает главная цель мероприятия – рассказать зрителям о различных формах Зависимости, в которые может попасть молодой человек, о причинах попадания и, главное, о последствиях этого.

Как вы готовились к премьере? Кто исполнил главные роли? Сложно ли было работать с ребятами?

Готовились мы серьезно. Сама пьеса Марии Гетманюк была переработана где-то процентов на 90. Так что про наш спектакль можно смело сказать, что он поставлен не по пьесе, а по мотивам пьесы «Зависимость – это такое место». В нашем случае это уже не просто социальный спектакль, а музыкальный социальный спектакль (не скажу мюзикл, так как мюзикл относится к числу легких развлекательных жанров) с серьезной музыкальной драматургией и вокальными ариями главных персонажей.

Огромную роль играет видео, через которое мы передаем мифологизм и даже некую мистическую составляющую действа. Например, Господин Властитель выходит на сцену только в самом начале и самом конце спектакля в образе классического директора учреждения. На экране же он появляется на протяжении всего спектакля, уже в образе Властителя душ и в соответствующем месте – своем Дворце…

А вот Зависимые В этом Месте (на сцене) все выглядят, как обыкновенные люди. «… вы не думайте, что у нас тут толпами ходят наркоманы или алкоголики. Хотя, они, конечно, ходят…. Но выглядят они совсем как обычные люди. Такие обычные люди в Обычном Месте…. Это я так придумал….» – говорит Господин властитель в начале спектакля. И перед зрителями зависимые предстают как бы с обнаженной душой.

Мы долго репетировали спектакль, и на самые главные – большие и сложные роли – у нас есть два состава. Это ребята из 25, 38 школ, промышленно-коммерческого лицея и лицея-интерната №1. Всего в спектакле задействовано 14 ребят.

 

Спектакль рассчитан именно на трудных подростков. Как они отреагировали на спектакль?

Я бы сказал, активно отреагируют. Смотрят внимательно. Иногда, (это конечно не хороший показатель воспитанности, но все-таки…) начинают обсуждать наиболее яркие моменты прямо во время спектакля. Я даже подумываю, может быть, в качестве эксперимента в дальнейшем, попробовать сделать одно из мероприятий в формате форум-спектакля по принципу форум-театра Августо Боаля, когда в определенный момент той или иной сцены, на пике конфликта, спектакль останавливается и зрителям предлагается обсудить увиденное и, главное, предложить вариант развития сцены, разрешения конфликта…

Но это в возможной перспективе. А сейчас важнейшей составляющей любого нашего мероприятия является налаживание обратной связи со зрителями – обсуждение с ребятами того, что они увидели и услышали в течение всего мероприятия и, конечно, детальное обсуждение спектакля – его темы, его персонажей, игры актеров, впечатлений, которое оставило то или и иное событие в спектакле. И, вы знаете, ребята из категории трудных участвуют в обсуждении ничуть не менее активно, чем обычные школьники. Я могу судить об этом, потому что мы проводим наши мероприятия не только в клубе и не только для трудных подростков, которых приводят к нам сотрудники ПДН и КДН, но и проводим их в школах, в колледжа, договорились о проведении мероприятия в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.

Одна из ваших целей – создать бесплатную театральную студию, куда могли бы записываться в том числе и те самые трудные подростки. После спектакля возникло ли у кого-то из них желание прийти заниматься?

Цель по созданию бесплатной театральной студии была достигнута нами еще в момент открытия клуба. А вот привлечение трудных подростков в занятия театральным творчеством, вокальным искусством и в другие студии театра является актуальным. До начала карантинных мер к нам с клуб уже начали ходить трое подростков, состоящих на учете КДН. Но я вам скажу, что уже в Масленичной программе театра новые ребята принимали самое активное участие, и я даже взял их в гастрольную поездку в город Костерево, где мы выступали с этой программой. И скажу по секрету, что одна девочка уже исполняет главную роль в спектакле «Зависимость – это такое место», а другую мы готовим в качестве дублера одной из главных ролей, и она будет выступать сразу, как только это станет возможно. Не буду называть имена девчонок, но скажу, что они имеют не только яркий актерский талант, но и весьма и весьма одарены вокально.

Есть ли уже в вашей студии такие ребята? Как вы находите к ним подход?

Все три девочки очень гармонично влились в команду. И остальные ребята их воспринимают, как совершенно своих.

Как по вашему мнению, способен ли театр изменить молодого человека, у которого, особенно сейчас, перед глазами в основном экран смартфона?

На самом деле, подростки и молодые люди очень и очень заинтересованы в занятиях творчеством. И честно скажу, у нас буквально стоит очередь из желающих заниматься в студиях и принимать участие в мероприятиях. В большинстве своем, молодежь очень активна и очень хочет творчески реализовываться и развиваться.

Кроме театральной части что ещё запланировано вашим проектом?

В марте мы начали реализовывать просветительско-воспитательную программу «Ваше здоровье», где в основе лежит демонстрация тематических видеоматериалов и спортивно-развлекательная игровая программа для ребят-зрителей. Всего у нас запланировано 6 больших программ.

 Фото: https://vk.com/id173338322