Как вернуть некачественный товар в магазин, не попадаться на удочку хитрых маркетологов и выйти с наименьшими потерями из навязанного кредита? Грамотно отстаивать свои права уже третий год жителей области учит проект «Защита потребителя», ставший неоднократным победителем конкурса Фонда президентских грантов.

 — Проект «Защита потребителя» существует с 2017 года. Идея создать его пришла к нам с Ольгой Успенской. Работая много лет в Роспотребнадзоре, мы увидели: есть большие проблемы с защитой прав потребителей из самых незащищённых категорий, — рассказывает руководитель проекта Татьяна Кузьмина.

К сотрудничеству подключилось Владимирское региональное отделение Молодёжного союза юристов России. В нём трудятся молодые, но уже весьма профессиональные правозащитники. Например, Евгений Соловьёв. Его уже знают СМИ. Если нужно снять репортаж или написать статью и без комментария юриста не обойтись, журналисты сразу звонят ему.

В защите юристов нуждаются, как правило, самые доверчивые потребители – пожилые люди и неопытная молодёжь.

— Мы видели, что в отношениях потребитель-продавец уровень правовой грамотности владимирцев очень низкий, — говорит Татьяна Кузьмина. – И этим часто пользуются недобросовестные предприниматели, гоняя людей по всем кругам ада. А услуги частных юристов по карману далеко не каждому. Поэтому мы открыли консультационный пункт и «горячую линию». За год к нам поступает более тысячи обращений. За месяц более сотни звонков.

В ходе проекта юристы увидели, что 80% конфликтных ситуаций между продавцом и потребителем можно решить в досудебном порядке.

— В своем проекте мы поставили еще одну цель — развивать общественную потребительскую медиацию, то есть быть посредниками между потребителем и продавцом. Ведь частные юристы заинтересованы довести дело до суда, это увеличивает их прибыль, — объясняет Татьяна Кузьмина.

Но и потребители тоже допускают ошибки: не читая, подписывают договоры, влезают в кредиты для покупки ненужных и очень дорогих вещей, вместо диалога начинают скандалить. В каждом втором случае обращений к юристам проекта есть и просчеты потребителей.

«Защита потребителя» — это ещё и семинары для пожилых людей, деловые игры и квесты для студентов и школьников по потребительской грамотности.

— Моя жизнь кардинально изменилась после прихода в НКО. Я изменилась и помолодела. И душой и внешне, — с улыбкой говорит Татьяна Кузьмина. — И это не мои слова, а комплименты от моих коллег, друзей и родственников. Мое общение с коллегами из других НКО показало мне другую сторону жизни. Я получаю мощный заряд позитива. Благодарю нашу команду, где каждый на своем месте. У каждого я учусь чему-то новому, а они, надеюсь, учатся чему-то у меня!

И правда – проект «Защита потребителя» прекрасно подружился с другими НКО. Например, юристы устраивали интересные встречи с подростками из спортивных организаций и досуговых центров.

— Есть ли у меня мечта, связанная с этим проектом? Даже и не знаю. Хотелось бы, наверное, поработать в других регионах, там, где такого ещё не делали, — заключает Татьяна Кузьмина.

Поделиться этой записью

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
*
*